Б-100/130 | Ярко-оранжевого цвета, содержащий ТЭС (тетраэтиловый свинец) до 2,7 г/кг, применявшийся на двигателях АШ-73ТК и используемый на некоторых иностранных двигателях. |
Б-95/130 | Желтого цвета, содержащий ТЭС до 3,3 г/кг и предназначенный для двигателей АШ-82В и АШ-82Т. |
Б-91/115 | Зеленого цвета, содержащий ТЭС до 2,5 г/кг и предназначенный для двигателей АШ-62ИР и АИ-26В. |
В марках этих бензинов числитель дроби, например 91, указывает нижний предел октанового числа, а знаменатель, например 115, – нижний предел сортности на богатой смеси, допустимой для данного бензина | |
Б-70 | Бесцветный, с октановым числом не ниже 70, не содержащий ТЭС и предназначенный для двигателей различных модификаций; используется как пусковое топливо для некоторых типов ГТД и в качестве основного топлива специальных газотурбинных установок; применять в них бензины, содержащие ТЭС, нельзя из-за отложений окислов свинца на лопатках турбин. Детонационная стойкость бензина для их работы значения не имеет. |
БА | С особо высокой детонационной стойкостью (сортность на бедной смеси не ниже 115 и на богатой смеси не ниже 160), содержащий ТЭС до 3,3 г/кг, применяется на некоторых двигателях иностранных марок. |
СБ-78 | Смесевой бензин с октановым числом не менее 78, содержащий ТЭС не более 0,66 г/кг и предназначенный для двигателей АИ-14ВФ; приготовляется смешением бензина Б-70 (75%) бензином Б-91/115 (25%). |
Взаимозаменяемость бензинов
Бензин Б-70 вырабатывают путем прямой перегонки нефти. Более низкие сорта приготовляют смешением бензиновых фракций прямой перегонки и каталитического крекинга с высокооктановыми синтетическими компонентами (изопарафиновыми или ароматическими). В целях экономии их применяют только на тех типах двигателей, где они необходимы. Однако при отсутствии установленного сорта можно использовать более высокий, если он содержит не больше (или несущественно больше) ТЭС, чем принято для данного типа двигателя.
Ограничения примесей
В авиабензинах ограничивается содержание веществ, способствующих повышенному образованию отложений, перегреву двигателей и коррозии (смол, непредельных углеводородов, органических кислот); не допускается наличия водорастворимых кислот и щелочей воды, механических примесей. Специфичным для всех авиабензинов является жесткое ограничение общего содержания серы не более 0,05%. Это связано с тем, что образующая из продуктов сгорания кислота может попасть в масло и накапливаться в картере двигателя, что представляет собой опасность для нестойких против корроции подшипников из свинцовой бронзы.
Антиобледенительная присадка
Как и топливо для ГТД, авиабензины должны иметь низкую температуру начала кристаллизации ( не выше -60 С). Чтобы предотвратить образование кристаллов льда, в авиабензины может добавляться та же антиобледенительная присадка, что и топливо для ГТД (в том же количестве). Однако опасность кристаллообразования в бензинах меньше, чем в топливах типа керосин (несмотря на более высокий предел растворимости воды), так как в них кристаллы льда быстро оседают и удаляются с отстоем.